Главная » [ИССЛЕДУЮ] » Достопримечательности » Голгофа местного значения

Голгофа местного значения

Monument of Three Crosses, Marsaskala

 

Распятие, иль-Бидни, Марсаскала, Мальта.jpg

© Светлана Велла

В одном из мальтийских романов* выведен священник, который не любил исповедовать. Каждый грех, в котором ему признавались люди, представлялся ему инструментом Страстей Христовых. Видение орудий пыток, рвущих божественную плоть, вставало в его воображении так ярко, что он не мог этого выносить... так что в конце концов ему пришлось исповедовать прихожан только в одном уголке храма – откуда не было видно распятия.
 

***
Великопятничная процессия, Валлетта, Мальта.jpg

 © Светлана Велла

Думается мне, что в такой черте характера этого персонажа нет ничего необычного для типичного мальтийца (по крайней мере, старшего поколения и воспитанного традиционным образом, т.е. с обязательным воцерковлением). На островах имеется так много религиозных памятников, посвященных Страстям, что отгородиться от них нет никакой возможности - распятия в любом госучреждении и ниши Богородицы Скорбящей с огромным кинжалом в сердце или с мертвым телом Иисуса на коленях (т.н. «пьета); ежегодные Великопятничные процессии, во время которых над толпой зевак плывут носилки со сценами страданий, казни и смерти Христа, бредут давшие обет люди в белых балахонах, в кандалах и с крестами... Тут даже самый толстокожий человек не выдержит!

Так что необычный памятник, который находится на окраине Марсаскалы в местечке Бидни (Bidni) странен разве что тем, что никто не знает точно, кем он сооружен и по какому поводу.


***
Три распятия, иль-Бидни, Марсаскала, Мальта.jpg

 © Светлана Велла

Посреди плохой проселочной дороги, поднимающейся в гору, стоит неприметное строение – не то сараюшка, не то подобие дорожной ниши. На ее стене, обращенной к Марсаскале, - полустертый временем и ветром барельеф с черепом и скрещенными костями. С противоположной стороны, которая смотрит на часовню Богородицы Света, - три распятия. На перекладине центрального, самого высокого креста гирляндой «висят» орудия и символы Страстей Господних.

Бич, губка, копье, столб, клещи, терновый венец, молоток, петел (петух), лестница - и снова бич. Что это – кольцевая композиция, символ бесконечности мучений Бога, которого без конца предают грешащие люди? Какой смысл вложил в этот ряд символов неизвестный скульптор?

На одном из сайтов, посвященных Марсаскале, со ссылкой на Джузе Муската Аццопарди (мальтийского романиста, поэта и общественно-политического деятеля) я нашла несколько легенд, посвященных этому памятнику. То ли три монаха были убиты турками и похоронены на этом месте; то ли жертвы чумной эпидемии; то ли некий отшельник, который дважды воскресал после смерти, но в третий раз все же умер окончательно... Еще одна версия трактовки памятника звучит так: именно в этом месте проходила граница между приходами Заббара и Зейтуна (Марсаскала – пригород Заббара). Звучит не слишком завлекательно, но зато правдоподобно.

***
Нелирическое отступление: Орудия Страстей Господних и новозаветные пояснения к ним (на примере памятника Трех распятий в Марсаскале.

Попробуем разобраться в них и найти цитаты из Нового Завета. На марсаскальском кресте они висят не в хронологическом порядке, а, похоже, как бог на душу положил. Итак, перед нами

Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Плеть:

Мк 14:65
И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

Лк 22:63
Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его

Ин 19:1
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

 


Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Губка:

Мф 19:48
И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

Мк 15:36
А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его.

Ин 19:29
Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.


Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Копье:

Ин 19: 31-37

Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.
Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.


 

Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Столб, к которому был привязан Христос для бичевания.


Клещи, которыми вынимали гвозди, снимая Христа с креста.

Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Терновый венец:

Мф 27:29
 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!

Мк 15:17
 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;

Ин 19: 2-5
И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.
Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.
Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!


Великопятничная процессия, Валлетта, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Молот, которым заколачивали гвозди, прибивая тело Христа к кресту


Великопятничная процессия, Валлетта, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Петел (петух):

Мф 26:69-75
Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

Мк 14: 66-72
Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника
и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.
Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.
Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.
Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.
Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Лк 22, 55-62
Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.
Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!
Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.
Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.
И, выйдя вон, горько заплакал.

Великопятничная процессия, Валлетта, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Ин 18, 15-18, 25-27
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.
А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.
Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.
Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.

Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.
Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?
Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Процессия Семи Скорбей Богородицы, Зурри, Мальта.jpg

© Светлана Велла

Лестница, с помощью которой мертвого Христа сняли с креста

Великопятничная процессия, Зейтун, Мальта.jpg

© Светлана Велла

И снова бич...

 

© Светлана Велла
Декабрь 2009


_______
* Френсис Эбейер, ”A Wrath of Maltese Innocent” (Дун Савер) 



ОтменитьДобавить комментарий

Разработка сайта WOW Studio
Контакты:
Как связаться
Разработка сайта WOW Studio